Ночная рубрика "ГОВОРИТЬ ОБ ИСКУССТВЕ"
Статья "Jazz" №3. В каждом из последующих восьми релизов будут представлены наиболее яркие музыканты трех больших джазовых эпох.
Цель такой "подборки" - открыть новые имена для тех, кто только начинает приобщаться к джазу.
Первая статья: vk.com/artofspeaking?w=wall-37267849_73373
Вторая статья: vk.com/artofspeaking?w=wall-37267849_73505
3. Тенор-саксофон
Если альт без сомнения является центральной фигурой боп-направления (40-50е), то не один хороший свинг в 30-е (Эпоху биг-бэндов) не обходился без тягучих, насыщенных звуков тенора.
Величайшие саксофонисты эпохи - Лестер Янг, Колеман Хоукинс, Бэн Уэбстер - в самых злачных пабах Нового Орлеана и Канзас Сити доводили свое искусство до совершенства становясь живыми легендами. В то изумительное время, когда в головах великих лишь возникали первые стандарты, сладкие, сочные фразировки, вся Америка была одним большим джаз-материком. Сегодня мы вспомним историю тенор-саксофона от 30-х гг. 20 века и до наших дней.
Великий КОЛЕМАН ХОУКИНС - отец саксофона, вместе с Оскаром Питерсоном включат для мира "свет" в композиции "The world is waiting for the sunshine". Про эту композицию иначе и не скажешь. Два великих мастера даже не хотят играть друг для друга аккомпанемент. Музыканты очень сильно тянут одеяло на себя и не случайно, ведь в свое время Хоукинса вполне можно было бы назвать Питерсоном, но для саксофона. Первоклассный свинг!
"My Funny Valentine" - Невероятный по красоте стандарт. Интерпретацию БЭНА УЭБСТЕРА принято считать одной из лучших. С именем Бена Уэбстера связана также и легенда о происхождении названия джазового стиля бибоп. Знаменитый музыкант как-то в 40-е, согласно легенде, заглянул в одну из комнат клуба "Минтон", чтобы поиграть с экспериментаторами нового стиля (с Паркером, Кристианом и Гиллеспи). Однако он попросил, чтобы они играли обычную музыку - "без всяких там "бопов-шмопов". Словечко подхватили, и новый стиль джаза обрел своё название. Так же он стал первым обладателем субтонового звука
ЛЕСТЕР ЯНГ - отец джазовой фразировки, романтичный и, пожалуй, один из самых любимых женских саксофонистов. Если не верите, спросите об этом Билли Холидэй об их совместных альбомах. Она-то уж толк знает.
Янга часто называли главным конкурентом Хоукинса, впрочем, в отличие от последнего Янг значительно больше концентрировался на блюзах и консервативном свинге.
"Naima". Я вновь и вновь буду говорить, что это лучшая вещь в арсенале ДЖОНА КОЛТРЕЙНА. То чувство, которое он в ней передает... Просто бездна. Действительно, к наркоману, психу, скандалисту, последователю культов Вуду, Колтрейну нельзя относиться нейтрально. Вместе с тем, Колтрейн, несомненно, один из самых влиятельных саксофонистов второй половины XX века.
ДЕКСТЕР ГОРДОН наравне с Хоукинсом один из первых стал играть бибоп на тенор-саксофоне. В 40-е было поверье, что боп-музыка альтистов, к которым принадлежал Паркер, Ститт, поэтому, когда на горизонте появился молодой белый саксофонист по имени Декстер Гордон, некоторые не сразу признали его мастерство. Его блестящая игра во всем известном фильме "Около полуночи" (Round midnight) не может оставить равнодушным ни как к человеку, ни как к мастеру.
Блестящий дуэт от двух отцов босса-новы. Манеру игры СТЭНА ГЕТЦА как только не называли: слащавой, примитивной (отдадим должное любителям бопа всех мастей), говорили, что он даже прописывает импровизации, прежде чем играть… Но есть одна истина, с которой никто не спорит: старина Стэн открыл для нас Латинскую Америку. Добро пожаловать в нее с самым опытным гидом!
СОННИ РОЛЛИНЗ, или, как еще его называют, Black Santa (см. фото) расскажет нам, зачем он родился в песне "Why was i born?". Лично я знаю для чего! Кстати, буквально пару месяцев назад этому талантливому джазмену исполнилось 83! Пожелаем ему прожить еще столько же и не переставать радовать такими вот подарками! -)
Восходящая звезда сакса - ДЖОШУА РЕДМАН. Сегодня его все чаще называют современным двигателем экспериментального джаза. Мне удалось побывать на его концерте на усадьбе Царицыно в прошлом году и взять автограф. Чувства после концерта остались самые противоречивые. По правде говоря, лично я предпочту Редмону - Картера. Но это как раз тот случай, когда говорят: "На вкус и цвет".
ДЖЕЙМС КАРТЕР - наравне с Редманом и Крисом Поттером- один из ярчайших сегодняшних саксофонистов, обладающих непревзойденной техникой исполнения. На мой субъективный вкус, в этой тройке, Картер будет лидером. Главная черта этого саксофониста - контроль над динамикой произведения, потрясающее, глубокое понимание фразировки. Картер никогда не даст вам заскучать, ведь он знает о саксофонах все (он даже их коллекционирует). Больше всего люблю, когда он, забыв о всяких приличиях, во время живых выступлений бросается играть импровизации в нижнем регистре. Верите или нет, но саксофон буквально ревет! Послушайте обязательно!
Отличного всем настроения!